Об этом сегодня в Астане на круглом столе, посвященном новым поправкам в налоговое законодательство, рассказал министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Первый пакет поправок, которые сегодня вносятся Миннацэкономики совместно с Минфином, является больше тактическим, призванным подправить ситуацию в экономике. В то же время уже второй год идет работа над новым стратегическим объединенным Налогово-таможенным кодексом, который в 2018 году правительство будет вносить в парламент.
Что касается тактических изменений, то Куандык Бишимбаев напомнил, что в 2017 году должно было произойти 10-кратное снижение порогового значения по постановке на учет плательщиков НДС.
«Однако с точки зрения экономической ситуации было принято решение более поэтапно вводить эту норму. Поэтому в 2017 году порог по постановке на учет меняться не будет, а с 2018 года он постепенно начнет снижаться. И дойдет до 15 МРП к 2020 году. При этом я хотел бы пояснить, что у нас в мире один из самых высоких порогов по НДС. Во всех странах, как развитых, так и развивающихся, он в среднем составляет 30 тыс. долларов США. И это для налоговиков и для нас с точки зрения администрирования представляет большую проблему, потому что очень большое количество предпринимателей находится в ненаблюдаемой нами сфере. Они никак и нигде не фиксируются, мы не видим их оборотов. К тому же они становятся полем, через которое официальный зарегистрированный бизнес может уходить от уплаты налогов», - выразил свою позицию глава Миннацэкономики.
Он отметил, что это позитивная новость для бизнеса, так как изменение будет носить именно постепенный характер.
Бишимбаев добавил, что было учтено и предложение производителей алкогольной продукции - поднять акцизы на готовую продукцию, но при этом снизить их на этиловый спирт и на те «ингредиенты», которые используются в производстве.
«Это позволит нашим производителям более успешно конкурировать с российским импортом или импортом из других стран. Отмечу, что акцизы поднимаются и поднимаются значительно - на 45% в среднем, что дает дополнительные доходы бюджета около 20 млрд тенге», - объявил Бишимбаев.
Еще один блок поправок в налоговое законодательство имеет ярко выраженную социальную направленность. Он разработан совместно с Нацбанком.
«Это программа помощи ипотечникам, которые сегодня не могут заплатить свои ипотечные кредиты. Уже начата программа рефинансирования, которую запустил Нацбанк. Так вот, согласно нашим нововведениям все ее участники получат освобождение от индивидуального подоходного налога (ИПН) в случае прощения им долга. А банки, которые будут прощать им долги или списывать штрафы и пени, также получат освобождение от корпоративного подоходного налога (КПН). Таким образом, очень большой социальный вопрос, связанный и с очисткой балансов банков, и с помощью конкретным людям, решается благодаря новой налоговой политики», - констатировал Бишимбаев.
Что предлагают в Комитете госдоходов?
Отметим, что новые налоговые изменения предусматривают, в частности, иной порядок обжалования результатов налоговых проверок. Продлеваются сроки введения электронных счетов-фактур, электронного аудита и всеобщего декларирования доходов физических лиц. По досудебному урегулированию налоговых и таможенных споров вводится апелляционная комиссия с участием представителей общественности.
Так, председатель Комитета госдоходов Минфина (КГД МФ) Даулет Ергожин пояснил, что в настоящее время досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров осуществляется самим КГД МФ. Однако сейчас налоговики прислушались к деловым кругам, и теперь досудебное урегулирование споров будет происходить на уровне апелляционной комиссии при Минфине с включением в нее представителей других заинтересованных госорганов и НПП «Атамекен».
«Мы с этим полностью согласны. По сути, это будет новый институт досудебного урегулирования», - заверил Ергожин.
К тому же, по словам шефа КГД Минфина, предлагаются следующие этапы перехода на обязательную выписку электронных счетов-фактур: с 1 января 2018 года электронные счета-фактуры должны выписывать крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу. А с 1 января 2019 года все плательщики НДС. Аналогичное внедрение сопроводительных накладных на все товары предлагается начать с 1 января 2019 года. То есть сместить на два года.
По вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц на первом этапе предусматривалось то, что госслужащие, судьи и работники нацкомпаний, а также квазигоссектора будут сдавать декларации с 2017 года. На втором этапе с 2020 года эта норма была бы обязательной для всех остальных физических лиц.
«Но в ходе подготовки к этому процессу в текущем году были выявлены определенные проблемы с актуальностью данных для других госорганов, а именно наличие земельных участков, зданий и сооружений, автотранспортных средств. Это потребует определенной их чистки и сверки. Поэтому предлагается осуществить перенос всеобщего декларирования в один этап с 2020 года. Но до этого времени все госорганы должны будут вычистить все свои базы данных, чтобы завтра у наших граждан не возникало никаких вопросов к качеству информации, которая имеется у наших госорганов», - заявил Даулет Ергожин.
Также предлагается увеличить пороговое значение имущества, указанного в декларациях, и снизить размер административного штрафа за несвоевременное или недостоверное отражение сведений в декларации на первоначальном этапе.
Кроме того, как объявил Ергожин, в рамках налогового контроля будет осуществляться мониторинг 300 крупных налогоплательщиков по перечню, который утверждается правительством.
«Они должны иметь наибольший совокупный годовой доход. Стоимость активов - не менее 325 тыс. расчетных показателей. И численность работников - не менее 250 человек. К крупным налогоплательщикам применяется упрощенный возврат НДС без предварительного проведения проверки. Это так называемый 'зеленый коридор'. Предлагается в обязательном порядке включать в данный перечень всех недропользователей и юридических лиц, относящихся к градообразующим предприятиям. Не секрет, что на сегодняшний день есть много крупных предприятий, вокруг которых и строится вся жизнедеятельность крупных населенных пунктов. Мы должны мониторить их работу и смотреть, как они платят налоги. Это вопрос национального интереса», - сообщил Ергожин.
Что касается определения рыночного курса обмена валют, то, как подчеркнул глава Комитета госдоходов, на сегодня он определен как средневзвешенный курс, сложившийся на основной сессии фондовой биржи и в порядке, установленном Нацбанком. Теперь же рыночный курс определяется по итогам двух сессий фондовой биржи.
«Тем самым возникает спорная ситуация - какой курс применять? Первой или второй сессии? Для того чтобы избежать коллизии, предлагается при налогообложении применять курс, который определен в порядке, установленным Нацбанком, и сложившийся на дату операции», - объяснил главный налоговик страны.
Стратегический фокус на НДС
Как подсчитал министр национальной экономики, общие поступления, которые могут дать обсуждаемые ноу-хау в налоговое законодательство, ожидаются в размере 237 млрд тенге. В то же время существуют и потери за счет льгот - в общей сложности на 176 млрд тенге. Как заметил Бишимбаев, эффект от поправок будет умеренно-положительным: они помогут выровнять много дисбалансов, которые накопились в нашей экономике.
«Вы знаете, идет дискуссия о взимании налога с продаж. Рассматривалась возможность введения каскадного метода взимания налога с продаж. Но реакция нашего бизнеса, которую мы получили с рынка, свидетельствует, что его введение может диспропорционально увеличить налогообложение. И на каждом этапе увеличивать себестоимость. Поэтому мы сделали ставку на совершенствование администрирования НДС. Мы хотим сфокусироваться на НДС. Дело в том, что мы чрезвычайно мало собираем НДС в Казахстане. Например, существует такой коэффициент: он показывает объем собираемого нами НДС от всего НДС, который потенциально мог бы быть собран. Для Казахстана, а нам помогала международная компания McKinsey & Company, он составляет 0,33%. То есть от всего объема НДС и всей добавленной стоимости, которая производится в стране и соответственно суммы налогов, которая с нее могла бы быть собрана, мы собираем всего 33%. Хотя для стран с нашим уровнем развития этот показатель должен быть на 10% больше - минимум 43%», - привел расчеты Бишимбаев.
Он заверил, что проблемы с недобором НДС имеются у всех стран, просто масштабы у них другие. Почему так происходит?
«Опять же возвращаемся к вопросу порога о постановке на учет по уплате НДС. Так как он у нас самый высокий в мире, то, по сути, треть экономики мы вообще не наблюдаем. Это МСБ, который, безусловно, должен создавать рабочие места, но он должен быть также и более прозрачным. К примеру, мы анализировали ситуацию и узнали, что у нас есть группа предприятий - примерно треть всех предприятий в стране, для которых налоговая нагрузка составляет менее 5%. Они не платят НДС, не ведут учета доходов и расходов, они скрывают фактическую занятость и не платят пенсионные отчисления своим работникам. Если взять совокупность оплачиваемых ими платежей, то она составляет менее 5% и это 30% предприятий. Есть и другая группа, которая платит более или менее все правильно: для нее нагрузка составляет от 10 до 15%. Есть третья группа, которая платит полностью, - для них нагрузка составляет 20%. И есть четвертая группа предприятий, которая платит все налоги и несет дополнительно социальные обязательства. Их налоговая нагрузка доходит до 45%», - привел удивительную статистику Куандык Бишимбаев.
По его словам, это и есть диспропорциональная налоговая нагрузка. Одни не платят, а другие платят очень много. Поэтому задача нового Налогового кодекса ее сбалансировать. «На первый взгляд может показаться, что нами движет желание собрать больше налогов. Но на самом деле мы хотим собирать равномерно адекватное количество налогов со всех участников рынка. Мы не хотим поднимать нагрузку на тех, кто платит налоги, мы хотим начинать взимать их с тех, кто не платит», - заключил глава Миннацэкономики Бишимбаев.
Он заявил, что просто той практике, когда треть честных бизнесменов платит за себя и того парня, будет положен конец.