В сентябре 2014 г. президент Владимир Путин предложил председателю совета директоров и совладельцу Evraz Александру Абрамову вернуться к идее строительства на Дальнем Востоке металлургического завода на базе железорудного проекта «Тимир» (Evraz купил 51% проекта у «Алросы» в 2013 г. за 5 млрд руб.). Президент предлагал это сделать, «как только замаячит свет в конце металлургического тоннеля» (цитата по сайту kremlin.ru).
Но с тех пор цены на железную руду снизились на 32% до $58,9 за 1 т (см. график). Горячебрикетированное железо (ГБЖ), которое планировалось производить в Якутии, подешевело на 34% до $248 за 1 т, отмечает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков.
Сейчас под вопросом оказался проект по добыче железорудного сырья. Запуск добычи на месторождении Таежное (запасы – 1,4 млрд т железа, принадлежит «Тимиру») переносится на два года, сообщили Evraz и «Алроса» в отчетах за первое полугодие 2016 г. Первоначально предполагалось, что в 2017 г. за $180 млн будет построен Таежный ГОК, который будет производить до 3 млн т руды в год, на втором этапе (2021 г.) он будет расширен до 6 млн т в год (капзатраты – $380 млн). К 2024 г. за $900 млн планировалось построить и запустить производство 1,5 млн т в год ГБЖ, а затем потратить еще $2–3 млрд на разработку Десовского, Тарыннахского и Горкитского месторождений с суммарными запасами 3,6 млн т железной руды (лицензии на их разработку также принадлежат «Тимиру»). Изначально говорилось, что добыча на этих месторождениях составит от 10 млн до 30 млн т в год.
По итогам первого полугодия 2016 г. «Алроса» признала обесценение своих инвестиций в проект «Тимир» на 40% до 1,3 млрд руб. ($19,9 млн по текущему курсу), а Evraz посчитал, что его инвестиции обесценились на 53% до $21 млн (1,4 млрд руб.). Причины – снижение цен на руду в долгосрочной перспективе, а также увеличение стоимости капитальных вложений, объясняют компании. «В текущей рыночной ситуации проект может быть эффективен при условии предоставления скидки на перевозку продукции по железным дорогам Якутии», – комментирует представитель Evraz. Он добавляет, что сейчас компания ждет решения о снижении тарифов на перевозку. Представитель «Алросы» на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Источник, близкий к одному из акционеров «Тимира», рассказал, что по нынешнему плану добыча железной руды будет вестись открытым способом (3 млн т в год), из руды производиться концентрат (2 млн т) и перевозиться в Новокузнецк (3800 км). Бизнес-модель проекта будет работать, только если цена за перевозку 1 т концентрата без учета вагонной составляющей будет не выше 600 руб. за 1 т. Для этого компании придется добиться отмены дополнительного тарифа «Железных дорог Якутии» (принадлежит на 44,3% минимуществу республики) и получить скидку к тарифу РЖД – 12,7%.
Проект «Тимира» отложен надолго, считает начальник аналитического отдела БКС Кирилл Чуйко. «В текущих рыночных реалиях проект нерентабелен, даже если компании удастся получить скидку от РЖД», – считает эксперт.